Главная ШФО Экибастуз

ШФО. Экибастуз. 2011

Школа факультативного обучения

На базе Экибастузского городского культурно-просветительного общества немцев «Возрождение» с 01 марта 2011 г. по 31 мая 2011 г. продолжил осуществление образовательной деятельности с целью подготовки немецкой молодежи РК для поступления в Вузы Германии и Казахстана через государственные, а также международные программы проект «Школа факультативного образования. Территория успеха».

Формирование качеств настоящего лидера является основой для будущей успешной профессиональной интеграции в современном развивающемся Казахстане. Отсутствие единых для всех людей жизненных целей является неоспоримым. Путь любого человека уникален. Настоящий проект предоставляет возможность самоопределения и саморазвития личности. Влияние на карьеру молодого гражданина исторических, культурных и социальных факторов и рассмотрение будущего профессионального пути с учетом исторических и социально-культурных связей является очень важным. Для многонационального Казахстана особое значение имеет также поддержание взвешенных отношений между различными этносами.

Цели проекта: увеличение числа, а также способствование развития активности молодых людей из членов немецкой диаспоры города Экибастуза, обладающих и желающих приобрести следующие такие качества и умения, как навыки инновационного поведения, формирование навыков лидера, здоровый образ жизни, стремление к преемственности традиций и нравственных ценностей, поддержка и развитие диалога с этнокультурными объединениями города Экибастуза и Павлодарской области. Повышение заинтересованности и мотивации к углубленному изучению немецкого языка, знакомство с историей, культурой, традициями и обычаями российских немцев и немецкой диаспоры в РК и Павлодарской области в г. Экибастузе для воспитания чувства патриотизма и идентичности своей личности в многонациональной среде, а также для успешного профессионального самоопределения в будущем.

Подцель проекта: интеграция молодых членов немецкой диаспоры в современном обществе. В традиционных учебных заведениях даются необходимые знания, но не формируются стимулы и поведенческие компетенции, необходимые для успешного создания современной немецкой элиты. Данную нишу в силах заполнить проекту Школы факультативного образования, охватывающую участников в возрасте 13–17 лет.

При проведении языковых занятий школы факультативного образования использовались следующие формы и методики: прямой метод, аудиолингвальный и аудиовизуальный методы, коммуникативный метод, грамматико-переводной метод и был активно внедрен интеркультурный подход в обучении иностранному языку. Учитывая возраст участников проекта, мы сочли целесообразным введение также и игровых форм обучения, в том числе речевые игры, в частности ролевые игры. Ролевые игры на уроках иностранного языка моделируют реальные ситуации общения и являются необходимым инструментом для достижения поставленных целей и задач. Также методика ролевых и деловых игр была введена и в занятия по делопроизводству, что помогло приблизить данный предмет к современным реалиям жизни в Казахстане. Для организации занятий по истории Российских немцев использовались следующие формы и методики: игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности участников проекта.

Во время проекта ребята проводили интервью на тему «Моя будущая профессия», участвовали во встрече с  представителями старшего поколения на тему «Мой трудовой путь», в театрализованном представлении «Весёлая пасха», в городском праздновании 1 мая, в конкурсе танцевальных пар «Национальный колорит». Участники проекта более подробно познакомились с трудовой деятельностью членов немецкой диаспоры города Экибастуза, чему также способствовали встречи с членами общества, а также подготовка к интервью на тему «Моя будущая профессия». Данная тема явилась основой для разработки языковых программ по немецкому, казахскому, английскому и страноведению. Основополагающая тема была рассмотрена с разных сторон на всех предметах ШФО, что значительно улучшило восприятие и усвояемость учебного материала.

Настоящий проект нашел большую заинтересованность со стороны участников, целевая группа находит проект актуальным и позитивным для своего саморазвития, для реализации себя в будущем. Вот как они сами высказываются о нем:

Эрна Майер: «Для меня ШФО – это то место, где я могу изучать немецкий язык, на котором говорит дома мой дедушка, государственный казахский язык и английский — язык интернационального общения. Это триязычие — мое будущее. Это то, что мне нужно для дальнейшей учебы и построения карьеры».

Александр Герцог: «Я с удовольствием учусь в Школе факультативного образования, хотя свободного времени почти не остается! Зато получаю много: дополнительные знания, опыт общения. У меня здесь много друзей».

Роман Халиков: «Мне нравится знакомство со страной Германией на занятиях страноведения ШФО, а также с интересными судьбами немецких переселенцев, для которых Казахстан стал настоящей родиной. История – мой любимый предмет».

Наталья Комарова: «ШФО — это интересно, увлекательно и познавательно! Становишься частью коллектива, без которого я не представляю жизни! Хочется выразить благодарность организаторам и нашим дорогим преподавателям ».

Эдуард Шваб: «Мне нравятся мероприятия, в которых я активно принимаю участие. Здесь можно применить все полученные на уроках ШФО знания, показать себя, раскрыть свои творческие способности».

Родители отмечают охотное участие детей в проекте, дружные взаимоотношения в группе, значительное улучшение успеваемости по языковых предметам в общеобразовательной школе, также родителям нравится заинтересованность детей в современной общественно-политической ситуации в Казахстане и Германии и поддержание интереса к родному языку, к культуре, традициям, обычаям и праздникам немецкой диаспоры Павлодарской области. Для более полной оценки проекта был проведен опрос партнеров и персонала проекта, в котором приняла участие председатель ГКПОН «Возрождение» Макарова Н.И… Она отмечает повышение активности молодежи в культурных мероприятиях общества и города, что является важным моментом для поддержания авторитета общества среди этнокультурных объединений города. Проект помогает личностному саморазвитию молодых членов диаспоры и является актуальным.

На сегодняшний день проект продолжает активизировать интерес к немецкому языку, традициям и обычаям немецкого народа, повышает уровень знания немецкого, казахского и английского языков, укрепляет молодежную группу. Мероприятия, которые были проведены в этом проекте совместно с взрослыми членами диаспоры, укрепили дружескую атмосферу в обществе и явились отражением преемственности поколений, как в культурном, так и в профессиональном направлениях. Анализируя проект, преподаватели отметили много позитивных сдвигов в образовании учащихся и обозначили проблемы.

Так, преподаватель немецкого языка отмечает повышение языковой компетенции, а именно выучено много слов и структур. Через языковые игры учащиеся усвоили минимум грамматики, необходимый для коммуникации в рамках заданной тематики. В зависимости от заинтересованности и успеваемости учащихся, преподавателем были внесены незначительные корректировки по времени изучения определенных подтем. Также можно однозначно отметить интерес к аутентичным текстам и текстам для аудирования. Для изучения немецкого языка активно использовались материалы журналов vitamin de и magazin.de, которые предназначены для молодежи, изучающей немецкий язык.

Преподавателем английского языка было замечено, что основным недостатком является небольшое количество учебных часов, что не позволило провести более тщательное закрепление изученного материала. А в целом занятия по английскому языку прошли в дружной атмосфере. Во время работы изучались стратегии, которые способствуют более качественной работе с учебным материалом, к примеру, стратегии чтения и стратегии работы с текстами. Также на занятиях были прослушаны аутентичные языковые тексты, составлены диалоги, отвечающие программе проекта.

Преподавателем казахского языка была отмечена нехватка ярких красочных учебных пособий, направленных на практическую коммуникацию, а не на грамматику. При этом она считает, что проект прошел успешно, и учащиеся усвоили материал, обозначенный программой.

Что касается страноведения, тот обучающий аспект этого предмета можно сформировать как обобщение знаний учащихся по теме «Немецкоговорящие страны и Германия». Учащиеся с удовольствием делились собственными знаниями и историями из собственной жизни. По мнению преподавателя страноведения, который преподавался на немецком языке, поставленная цель – проверить и углубить знания каждого слушателя курса – удалась. Время занятий было использовано продуктивно за счёт продуманной структуры его организации и использования современных материалов, а в частности периодической прессы Германии и интернета.

Предмет История немцев Казахстана вызвал интерес учащихся, так как на занятиях много рассказывалось об известных представителях немецкой диаспоры Казахстана в целом и Павлодарской области в частности. Преподаватель истории отмечает малое количество учебных часов для углубленного изучения тем.

В рамках проекта была пополнена учебно-методическая библиотека за счет приобретения новых пособий, словарей, методической литературы, которой активно пользуются преподаватели Школы факультативного образования для организации занятий. Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть важность и актуальность такого интересного и комплексного проекта, призванного выявить способности и таланты, а также помочь молодым представителям немецкой диаспоры сориентироваться относительно дальнейшей учебы и трудовой деятельности.