Главная Культура немецкого народа

История

Из истории немцев Павлодарского Прииртышья

МЕРЦ В.К. г. Павлодар НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НЕМЦЕВ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ (постановка проблемы).

За последнее десятилетие научными издательствами России и других стран СНГ, выпущено большое количество литературы по истории и культуре российских немцев. Некогда запретная тема, став доступной, завоевала популярность у многих историков и этнологов постсоветского периода, вылилась огромным количеством информации. Появились работы и казахстанских исследователей, однако, они не столь масштабны и многочисленны, очень часто носят общий или локальный характер, а многие регионы республики вообще остаются белыми пятнами. Это говорит о том, что в большинстве областей Казахстана такие исследования вообще не проводились или носили попутный характер. Не является исключением и Павлодарская область, где работа по изучению истории, культуры и этнографии немцев только начинается.

На сегодняшний день можно отметить лишь некоторые сообщения и доклады, касающиеся данной тематики, а также — отдельные работы по персоналиям, из разряда доступной и лежащей на поверхности информации. Среди них доклад директора Павлодарского музыкального колледжа В.П. Денисенко о вкладе немецкой диаспоры в развитие музыкальной культуры Павлодарской области. Этнографические исследования ограничиваются отчетом экспедиции Омского государственного историко-краеведческого музея под руководством П.П. Вибе по некоторым районам области, проведенной в 1999 году. Некоторая информация общего характера о немцах Павлодарской области собрана сотрудниками Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г. Н. Потанина. Коллекция этого музея по немецкой этнографии составляет не более 30 предметов, которые выставлялись в экспозиции.

В целом весь материал разобщен и требует систематизации и специального изучения. В этой связи нужно отметить большую работу, проделанную сотрудниками Павлодарского областного архива, издавшими в 1999 году «Книгу скорби. Расстрельные списки» с именами и краткими биографиями лиц, репрессированных на территории области с 1930 по 1943 годы, среди которых числится около 170 человек немецкой национальности. Важно отметить, что в каждой биографии указаны места рождения и проживания, национальность, социальное происхождение, профессия, место работы или род занятий на момент ареста. Эти сведения позволяют установить географию исходных мест немецких переселенцев на территорию Павлодарской области и их расселения в ней, а также ряд других выводов социального характера

Некоторые отрывочные сведения общего характера о появлении в Павлодаре жителей немецкого происхождения, собраны главным хранителем фондов Павлодарского областного историко-краеведческого музея Э.Д. Соколкиным, который сообщает в своей справке, что первоначальное переселение российских немцев на территорию Павлодарского уезда приходится на 90-е годы Х1Х века. Так, по переписи 1897 года в Павлодаре уже проживало 20 католиков и лютеран (вероятно, немецкого происхождения). В начале ХХ века появляются и крупные предприниматели И.П. Тиссен и Герцен, которые открыли в 1910 году свои мельницы. Остатки мельницы Тиссена до сих пор возвышаются своим трехэтажным каркасом в районе Затона и, по сути дела, являются памятником промышленной архитектуры, но на государственной охране не состоят. Эта мельница работала до 70-х годов. После 1920 года она была национализирована, но хозяин остался на ней работать, дальнейшая его судьба неизвестна. В центре города, на улице Ленина, стоит двухэтажное здание гостиницы Шмитта «Ливадия», являющееся памятником истории. Биографических сведений о хозяине пока не найдено.

По данным справочника Семипалатинской губернии за 1924 год, в Павлодарском уезде числилось несколько немецких колоний в районе аула Жолкудук и в Успенском районе. В 1920 году в Павлодаре проживало 14 286 человек, в том числе 200 немцев (1, 4%). Значительное увеличение немецкого населения в области произошло с конца 1941 года в связи с депортацией из европейской части СССР. В Павлодар прибыло 7 эшелонов с 3 855 семьями (16 966 человек). Они выселялись из Саратовской области, Кавказа, Крыма, Украины в течение 1941–42 гг. По данным переписи 1959 года, немцы составляли 8, 3 % населения области или 55 100 человек. В результате неуклонного роста численности немецкого населения области, к 1989 году оно возросло почти вдвое, составив 95 342 человека, а в целом по республике немцы стали четвертой по численности этнической группой (Алексеенко, 1999, с. 54–55, таб.2). С начала 90-х годов, в связи с большим миграционным оттоком, из области выехало более 50% немецкого населения, и по итогам последней переписи оно составляет 43 800 человек, снизившись почти на 20% от уровня, проживавших в области в 1959 году.

Таким образом, несмотря на значительное уменьшение немецкого населения в Павлодарской области, здесь проживает одна из наиболее крупных этнических групп немцев в республике. Поэтому, при определенных условиях, есть вероятность не только сохранения ее численности, самобытности и дальнейшего развития как этнокультурной общности, но и возрастание ее численности. Однако, данный вопрос — один из наиболее сложных и требует специальных исследований и больших усилий, как и вся работа по изучению истории, культуры и этнографии немецкого населения области и республики в целом. Так как, большинство затронутых вопросов по истории немцев Павлодарской области совершенно не разработано, хотелось бы обозначить некоторые основные темы будущих исследований, необходимых для изучения данной проблемы. Прежде всего, необходимо начать с первого знакомства с территорией Павлодарского Прииртышья немецких ученых и офицеров, служивших в русской армии, начиная с ХУ111 века, дальнейшей их роли в изучении, колонизации края и влияния на его развитие.

Далее необходимо рассмотреть историю первых немецких поселений в конце Х1Х начале ХХ веков, появления предпринимателей и интеллигенции, их вклад в развитие экономики и культуры края. Отдельной темой стоит вопрос об отношении немцев к политическим событиям рубежа 10х-20х годов в Павлодарском Прииртышье. Огромная тема связана с наиболее трагичными событиями в жизни немецкого крестьянства и всего народа, происходившими в течение почти трех десятилетий: с коллективизацией, высылкой в Казахстан раскулаченных крестьян, репрессиями 30х годов, депортацией, трудармией, послевоенным воссоединением семей, нахождением под надзором.

Важной темой изучения должен стать период 60х-80х годов, как наиболее стабильный и благополучный в жизни немецкого населения за весь период его проживания на территории Казахстана и Павлодарского Прииртышья, в частности. В это время произошла окончательная адаптация большинства немецкого населения к проживанию на новых местах. Были достигнуты определенные успехи в социальном и культурном развитии, несмотря на утрату этнокультурной самобытности и, несмотря на все издержки, связанные с периодом переселения в Казахстан. В это время, видимо вследствие естественного прироста немецкого населения из нового поколения, выросшего и рожденного в Казахстане, происходило формирование новой этнической общности – немцев Казахстана. Изучение их духовной жизни, и других этнопсихологических вопросов, а также тенденции современного этнического и культурного развития, осмысление проблем дальнейшего развития и судеб немецкого населения в условиях казахстанской действительности, является на сегодняшний день одной из наиболее важных задач этнологов и социологов.

К сугубо этнологическим вопросам изучения немцев Павлодарской области относятся: изучение этнолингвистических групп и их особенностей, их материальной и духовной культуры. Это, прежде всего, вопросы окультурации, возможности создания этнической среды и поддержки контактов и взаимоотношений в экономической и духовной сфере с Германией. Для разработки всех этих вопросов, необходимы большие усилия и наличие специалистов — историков, этнологов, социологов, готовых заниматься данной проблематикой, и которых всегда не хватало в Павлодарской области. В настоящее время здесь ведется определенная работа по подготовки таких специалистов, которые, вероятно, в недалеком будущем смогут изучить весь комплекс поставленных вопросов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеенко А.Н. Немцы Казахстана в ХХ в. (Демографический аспект). – Культура
немцев Казахстана: история и современность (Материалы международной научно- практической конференции, Алматы, 9–11 октября 1998 г.). Алматы, 1999.- С. 51–60.
  1. Згуровец И.Б. Дневник экспедиции.- Известия ОГИК № 7, 1999. — С. 78 – 97.
  1. Денисенко В.П. Вклад немецкой диаспоры в развитие музыкальной культуры
Павлодарской области. – Культура немцев Казахстана: история и современность (Материалы международной научно-практической конференции, Алматы, 9–11 октября 1998 г.). Алматы, 1999. — С. 156 – 159.

Проблемы этнокультурного развития немцев Казахстана. В.Мерц

После депортации и других репрессивных мер в отношении российских немцев, значительная их часть оказалась в Казахстане, который стал для многих из них второй Родиной. Здесь возникли места компактного проживания немцев, и появилась возможность сохранения и развития традиционной языковой и бытовой культуры. В период стабилизации 60-х -80-х годов произошла окончательная адаптация к проживанию на новых местах, лишь не многие вернулись на свою Родину в Поволжье, Украину, Крым, Кавказ, где они оказались в одиночестве.

В этот период были достигнуты определенные успехи в социальном и культурном развитии, несмотря на утрату самобытных этнокультурных особенностей. Изменился уклад, смешанное проживание, особенно городского населения, приводило к межнациональным бракам и, как следствие, к потере традиционной культуры, в местах компактного проживания селились представители различных этнолингвистических и конфессиональных групп, что, конечно, являлось в целом положительным фактором, так как приводило к унификации языка и осознанию этнической общности. Однако за это время произошла потеря родного языка у значительной части, в основном городского немецкого населения.

Кроме того, немцы, как и многие другие народы России, были окончательно социализированы и готовы строем идти в «светлое будущее». В то же время, с ростом благосостояния у многих немцев стала возрастать и традиционная индивидуализация, адаптированная к условиям социализма и все, как будто бы, становилось на свои места. Но грянула «перестройка», и массы благополучных семей снялись с насиженных мест и ринулись за лучшей жизнью «naсh Vaterland». И хотя в это время появились общественные организации, типа Павлодарского «Wiedergeburd», проблемы возрождения и этнокультурного развития немцев Казахстана лишь усугубились, так как подобные организации, в основном, оказывают помощь отъезжающим в Германию, а для реального возрождения и этнокультурного развития немцев в Казахстане мало что сделано.

Въехавшие в Германию немцы из Казахстана уже, видимо, окончательно решили проблему своего этнокультурного развития, где они просто вольются в общенемецкую среду и перестанут быть носителями языковых и культурно-бытовых традиций своих этнических групп. А как быть оставшимся, есть ли у них вообще перспектива сохранения своего этнического облика, или они обречены на растворение и ассимиляцию в инокультурной среде? В связи с этим хотелось бы отметить, что большинство оставшихся в Казахстане немцев являются, вероятно, детьми от смешанных браков, для которых еще и весьма сложной является собственная этнокультурная идентификация. Поэтому им часто кажутся чуждыми некоторые этнокультурные и этнопсихологические проявления той или иной родственной группы и в то же время их притягивает, то, что ближе по духу, но этническая среда не всегда способна их принять. Есть ли этнокультурное будущее у таких людей? Безусловно, есть, если они прибьются к тому или иному берегу.

Проблема усугубляется тем, что в Казахстане почти не осталось мест компактного проживания немцев. Теперь и в «немецких» селах они остались в меньшинстве и, как и в городах живут вперемешку с представителями других народов, что не способствует сохранению их этнокультурной среды. Безусловно, что в инокультурной среде любая национальная культура будет нивелироваться. Нужно отметить также, что сейчас представители любого национального меньшинства не могут жить изолированно от других народов да это и ненормально и, по крайней мере, ущербно. Как же тогда реально сохранить свою культуру, находясь в инокультурной среде постоянно и окончательно, а не временно? Основным этническим признаком является язык (Бехтер, 1997, с. 51) или понимание этнической общности при совместном, компактном проживании, как, например, у «бужских голлендеров» (Галеткина, 1997, с. 194), утративших свой язык. У казахстанских же немцев в настоящий момент отсутствует общность интересов, способных объединить их вокруг идеи национального единства, сохранения языка, культуры и самосохранения как этноса. Причиной тому является разобщенность, происходящая из традиционных, крайне индивидуалистических представлений.

К сожалению, у немцев Казахстана есть лишь одна общая идея выезда в Германию, где за них все проблемы кто-то решит. Эти пережиточные советские настроения и движут основным потоком переселенцев. Однако этот переселенческий поток когда-то иссякнет и оставшимся ничего не останется, как объединится ради выживания или сознательно раствориться в инокультурной среде. Таким образом, проблема этнокультурного развития немцев Казахстана заключается в том, что традиционная культура подверглась значительной деформации и в настоящее время представляет осколки некогда устойчивой и весьма консервативной традиции, сохранявшей лишь реликтовые формы мышления и стереотипы поведения, ментальности и ценностных ориентаций, приоритетами которых было материальное выражение личностных интересов, как некой конечной цели бытия. Поэтому в сознании большинства немцев сохранились лишь такие пережиточные представления традиционной культуры, а не осознание этнической общности и необходимости сохранения всего, что с ней связано. Впрочем, это позволило им пережить все катаклизмы двадцатого столетия, но разбиться о камни перестройки.

В сложившейся ситуации возникает необходимость специального изучения процессов, происходящих в этнокультурном развитии немцев Казахстана и сохранившихся формах их традиционной культуры. Определенную работу в этом направлении начали проводить сотрудники Павлодарского областного историко-краеведческого музея. Ими была собрана небольшая коллекция предметов по этнографии и истории немцев Павлодарского Прииртышья, а в экспозиции музея открыт уголок немецкой этнографии. Эта очень важная и необходимая, на наш взгляд, работа, которая осложняется отсутствием средств на ее проведение и эаинтересованных лиц, способных целенаправленно заниматься ею. Хотя, в целом, ее можно было бы организовать при чьей либо поддержке. В результате такой целенаправленной деятельности, можно ожидать выход отдельного издания по истории немцев Павлодарского Прииртышья, сбор хорошей коллекции по их этнографии и выпуска каталога.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бехтер А.Р. О соотношении русского и национального языков у немцев Западной Сибири.- Немцы Сибири. История и современность. Омск, 1997, с. 51–59.
  2. Савранина Т.В. Бужские Голлендеры в Сибири и Германии.- Россия и Восток. Археология и этническая история. Омск, 1997, с. 194–201

История- это память народа…

Каждый народ имеет свою историю. История-память народа, которая позволяет находить силы и вдохновение для социального творчества и прорыва к будущему.

Парадокс: в советском государстве не каждому этносу дано было право знать свою историю. На протяжении многих десятилетий немецкий этнос был «закрыт» для исследователей (историков, этнографов, антропологов, культурологов). Тема истории немцев в советской науке считалась запретной. Такое положение самым негативным образом отражалось на этнической культуре советских немцев. Необходимо учесть, что этническая культура скрепляет этнос и предохраняет его от распада.

Ситуация изменилась в конце 80-х гг., когда в Казахстане, как и в других советских республиках, происходила активизация и обновление национально-культурной и общественно-политической жизни общества. Немецкий этнос включается в происходящие культурные изменения: создаются общественные организации немцев («Возрождение» и пр.), появляются периодические издания на немецком и русском языках и пр. В 90-е гг., в период кризиса социально-экономической и политической ситуации в республике, этнокультурные потребности вытесняются по значимости на периферийное положение. Прогрессирующие процессы эмиграции, ассимиляции, урбанизации приводят к современному состоянию кризиса традиционной культуры немцев Казахстана. Данная ситуация требует особого внимания со стороны ученых : сегодня сохраняется возможность зафиксировать элементы традиционной культуры (виды и способы хозяйственной деятельности, традиционная обрядность, религиозные представления и пр.) .

В этой связи интересным представляется история и современное состояние музея с. Константиновка Успенского района Павлодарской области. Музей был создан в 1974 г. и долгое время сохранял статус историко-производственного. В силу данной специфики подавляющая часть экспозиций была посвящена этапам истории трудового подвига тружеников села. Инициировал создание музея руководитель хозяйства- Я.Г. Геринг, первым директором и создателем коллекции стал Варкентин П.И. Одна из экспозиций музея была посвящена взаимоотношениям с ГДР, которые были установлены Я.Г. Герингом еще в 70-х гг.

Каждому переселенцу с. Константиновка отводилось по 2 десятины земли на приусадебный участок, а на каждое хозяйство полагалось по 60 десятин. Дома первых поселенцев были построены из самана, кирпича-сырца и целинного пласта. К 1922 г. в селе насчитывалось 36 пластовых и саманных домов. Общая площадь обрабатываемой земли составляла 700 га. Орудия, техника немецких переселенцев была представлена однолемешными и двухлемешными плугами, деревянными баронами, сеялками и катками для обработки зерна. В качестве тягловых животных использовали лошадей и быков.

До 40-х гг. в колхозе существовала немецкая школа. Первым и долгое время единственным учителем был Янцен Абрам Генрихович. В 1929 г. с.Константиновка и еще 5 соседних сел были объединены в колхоз «13- ая годовщина». Позже, в 1933 г. эту структуру разукрепляют, и в 1951 г. с. Жанаталап и с. Константиновка образуют новое хозяйство – к. » 30 лет Казахской ССР». В начале 90-х гг. вернулись к первоначальному названию

Переименование затронуло и музей. На протяжении последнего десятилетия он носил статус историко-краеведческого. Постепенно начала собираться этнографическая коллекция.

С зимы 1997 по лето 2001 гг. музей из-за отсутствия финансирования был закрыт. В этот период была разграблена часть экспонатов, произошло разрушение здания. Сегодня управлением культуры Успенского района предпринимаются попытки создать на базе музея краеведческий клуб. Современное состояние музея требует разработки программы по его охране, реставрации и возрождению. Последнее будет способствовать сохранению и развитию народного опыта в традиционных видах хозяйственной деятельности немецкого этноса.

Яковенко Ю.И.

Книга Ю.И. Подопригора «Немцы Павлодарского Прииртышья» 1
Книга Ю.И. Подопригора «Немцы Павлодарского Прииртышья» 2

Карта-схема расположения немецких переселенческих поселков на территории Павлодарского уезда. 1900–1941гг.

Скачать. Карта-схема расположения немецких переселенческих поселков на территории Павлодарского уезда. 1900–1941гг.

В истории культуры российских немцев особенной датой является 28 августа№ Именно в этот день в 1941 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о депортациии поволжских немцев№ В целом после начала Второй мировой войны депортировано было более 1200000 российских немцев.
В 2011 году отмечается семидесятая годовщина Дня памяти и скорби российских немцев.

Источник:Календарь российских немцев. 2011.